У человека половые клетки формируются в
специальных органах – гонадах (в яичниках
у женщин и в семенниках у мужчин).
Женская половая клетка – яйцеклетка –
крупная, округлая, неподвижная.
В процессе эмбриогенеза в женском
организме закладывается около 400 тыс.
первичных половых клеток, их размножение
к моменту рождения прекращается и они
превращаются в ооциты первого порядка.
Каждый ооцит окружен эпителиальными клетками
и образует яйцевой пузырек {фолликул). Лишь
небольшая часть ооцитов яичника женщины
созревает и дает начало яйцеклеткам.
Этот процесс начинается с 12-13 лет и
заканчивается к 50-53 годам. По мере
роста ооцита фолликулярный эпителий
разрастается, в нем появляется полость с
жидкостью – образуется Граафов пузырек.
Разрыв созревшего фолликула и выход
яйцеклетки из яичника называется овуляцией.
Она происходит в среднем раз в 29 дней.
Созревает обычно одна яйцевая клетка
поочередно то в одном, то в другом
яичнике. Образование ооцита второго
порядка происходит в маточной трубе.
Здесь же яйцеклетка оплодотворяется
сперматозоидом.
Мужская половая клетка – сперматозоид –
формируется в семенниках в процессе
сперматогенеза. Ядро с гаплоидным набором
хромосом находится в головке сперматозоида.
На формирование половых клеток влияют
секреты гипофиза, яичников, семенников и
другие железы внутренней секреции.
В процессе оплодотворения яйцеклетка и
сперматозоид сливаются, образуя диплоидную зиготу.
Процесс дробления зиготы совершается в течение
3-4 суток, когда зигота продвигается по маточной
трубе к матке. Возникшие бластомеры образуют
морулу, а затем однослойный зародыш – бластулу;
в ней различают полость – бластоцель и стенку –
бластодерму. В результате дробления
поверхностно расположенных бластомеров
формируется оболочка, участвующая в питании
зародыша – трофобласт, а центральные
бластомеры образуют эмбриобласт, из него
развивается зародыш. Следовательно,
образовавшийся зародышевый пузырек включает
в себя трофобласт, окружающий полость с
жидкостью, и эмбриобласт – зародышевый
узелок, лежащий в полости.
Во вторую неделю происходит гаструляция
и трофобласт погружается в стенку матки:
у семидневного зародыша эктодерма образует
амниотический пузырек. Из зародыша,
имеющего форму щитка, в полость бластулы
выселяются клетки и заполняют ее. Вместе
с трофобластом эти клетки формируют хорион.
В дальнейшем развиваются зародышевые оболочки –
амнион и желточный мешок. Желточный мешок
функционирует как кроветворный орган.
Производным желточного мешка является
первичный мочевой пузырь – аллантоис.
Впоследствии амнион обрастает зародыш и
образует водную оболочку плода, защищающую
его от повреждений и создающую здесь
однородную жидкую среду. Часть хориона,
обращенная к стенке матки, имеет ворсинки,
врастает в ее ткани и формирует детское
место, или плаценту, через которую плод
питается. В плаценте переплетаются
кровеносные сосуды плода и матери.
Из крови материнского организма поглощаются
питательные вещества, кислород и
выделяются продукты распада.
После рождения ребенка его организм растет
и развивается до 20-23 лет. Процесс развития
подразделяют на четыре периода: 1) грудной,
в течение которого ребенок питается высокоценным
продуктом – молоком матери, содержащим все
необходимые вещества для развития;
2) ясельный – от одного года до трех лет;
3) дошкольный – от трех до семи лет;
4) школьный – от семи до 17 лет –
период формирования основных физических,
умственных и нравственных качеств человека.
Периоды развития
|
Особенности строения
|
Физиологические особенности
|
Зародышевый
|
Зигота
|
Оплодотворенная яйцеклетка.
Несет диплоидный набор хромосом: один
набор – от яйцеклетки, другой – от
сперматозоида. Каждая пара хромовом гомологична
|
Оплодотворение происходит в
яйцеводе, куда проникает сперматозоид
в результате полового акта. Яйцевод
соединяет яичник (женскую половую железу)
с маткой, где происходит дальнейшее
развитие зародыша
|
Бластула
|
Первая стадия развития зародыша.
Представляет однослойный многоклеточный
пузырек
|
Образуется в яйцеводе в результате
дробления (митотическое деление
без последующего роста клеток) зиготы
|
Гаструла
|
Вторая стадия развития зародыша,
имеющая два зародышевых листка: эктодерму
и энтодерму; затем появляется мезодерма.
Из этих трех листков формируются
все системы органов
|
Бластула перемещается в матку
и внедряется в ее стенку, после чего
из нее образуется гаструла. На стороне
гаструлы, где она контактирует со стенкой
матки, формируются зародышевые оболочки
(плацента, пузырь), на противоположной
стороне – зародыш
|
Плод
|
Проходит все стадии зародышевого
развития, сходные со стадиями развития
позвоночных; пузырь заполняется водянистой
жидкостью, плацента своими ворсинками
внедряется в стенки матки; плаценту с
организмом плода соединяет пупочный
канатик. У плода один круг кровообращения
|
Черты зародышевого развития
(жаберные щели, хвост), а также волосяной
покров свидетельствуют об общем происхождении
всех хордовых и подтверждают положение
биогенетического закона. К 9 месяцам
плод полностью приобретает все черты
человеческого организма. Развиваясь в
водной среде, он защищен от ударов,
свободно движется. Через плаценту по
пупочной вене он получает кислород
и питательные вещества, по пупочной
артерии венозная кровь возвращается
в организм матери
|
Послеродовой
|
Новорожденный
|
Новорожденный имеет
непропорциональное строение тела –
очень крупную голову и короткие ноги
и руки. Кости черепа несросшиеся,
между ними имеются кожные пленки –
роднички; тазовые кости несросшиеся,
позвоночник без изгибов
|
Несросшиеся кости заходят
друг за друга, уменьшают объем головы и
тела, что помогает рождению ребенка.
При перевязке пупочного канатика создается
избыток СО2 в крови, что
гуморально воздействует на дыхательный
центр продолговатого мозга и в результате
происходит первое рефлекторное движение
– крик и вдох. Затем появляется следующий
врожденный рефлекс – сосательный
|
Грудной (до 12 мес)
|
Ребенок овладевает движениями
– поднимает голову, ложится на живот,
встает – это способствует образованию
изгибов позвоночника: шейного, грудного,
поясничного. Появляются молочные зубы
|
У ребенка формируются мышцы,
движения становятся разнообразными,
укрепляется скелет, появляется
потребность ходить. В первый период –
питание грудным молоком, содержащим
все необходимые питательные вещества,
затем докармливание пищей,
содержащей витамины. Развивается высшая
нервная деятельность – произносятся
первые слова
|
Ясельный (1-3 года)
|
У ребенка изменяются пропорции
тела: голова становится относительно
меньше, удлиняются конечности. Мозг
развивается более выражены борозды и
извилины
|
Самостоятельный организм,
переходит на питание обычной пищей.
Роднички в черепе зарастают. Выраженные
эмоции, членораздельная речь. Требуется
постоянный медицинский надзор и уход
за неокрепшим организмом
|
Дошкольный (3-7 лет)
|
Молочные зубы сменяются на
постоянные. Ярко выявляются различия клеток
коры головного мозга
|
Согласованные движения.
Речь, связанная с мышлением. Формируются
условно–рефлекторные центры речи и письма
|
Школьный (7-17 лет)
|
Усиленное развитие костно–мышечной
системы, усиленный рост организма,
который заканчивается к 20-25-летнему
возрасту. После 10 лет срастаются кости
таза. В соответствии с особенностями
строения организма различают детский,
подростковый и юношеский периоды развития
|
В возрасте 13-15 лет начинается
перестройка организма в связи с половым
созреванием, изменяются деятельность
и строение коры больших полушарий, функции
желез внутренней секреции. Это вызывает
психологические (преобладание возбуждения
над торможением), физиологические
(менструальный цикл) и физические изменения
в организме. Проявляются вторичные половые
признаки: у девочек изменяется
форма тела, тембр голоса; у мальчиков –
пропорции тела, усиливается физическое
развитие, ломается голос, появляются
волосы на лице. Однако полное формирование
заканчивается к 20-25-летнему возрасту.
|
|